Для подавляющего большинства участников всероссийской олимпиады по физике серьезной проблемой является подготовка к экспериментальному туру.
Олимпиадные экспериментальные задачи совершенно не похожи на лабораторные работы, с которыми школьники сталкиваются на уроках.
Мне, работая в составе жюри регионального и заключительного этапов, постоянно приходится наблюдать полную беспомощность большинства участников при выполнении заданий экспериментального тура. В основном это относится к региональному этапу, участники заключительного этапа выглядят получше, однако баллы за эксперимент даются всегда с большим трудом.
Рецепт успешной подготовки к экспериментальному туру хорошо известен. Нужен опытный преподаватель, хорошо подобранный комплект задач с соответствующим оборудованием. Занятия при этом должны проводиться индивидуально или в минигруппе мотивированных ребят. Просто, не правда ли?
Однако для большинства школ, за исключением нескольких продвинутых в плане олимпиад крупных физико-математических центров при университетах, это практически нереально. Даже просто найти преподавателя, хорошо ориентирующегося в этих вопросах – очень серьезная проблема даже на уровне региона.
Я довольно давно намеревался и наконец решился подготовить видеокурс по подготовке к экспериментальному туру физических олимпиад.
Я отдаю себе отчет в том, что никакие видеозанятия не могут заменить работу с реальными приборами и оборудованием.
Однако, учитывая, что оборудование используется самое простое (линейка, проволока, миллиметровка, стакан с водой, воздушный шарик и т.д.) у заинтересованных школьников или их преподавателей есть возможность воспроизвести эксперименты самостоятельно. Кроме того, значительная часть работы в экспериментальном туре связана с представлением и обработкой результатов измерений, расчетом погрешностей, рисованием графиков. И в этом плане видеозанятия ничем не хуже занятий в аудитории.
Ну и, наконец, лучше подготовка с использованием видео, чем никакая!
Сегодня на сайте публикуется первая часть видеокурса по подготовке к экспериментальному туру физических олимпиад.
Видеокурс : Подготовка к экспериментальному туру физических олимпиад
Видеокурс является авторским. Использовался и используется при подготовка победителей и призеров как регионального, так и финального этапов Всероссийской олимпиады по физике.
В первую часть вошли пять видеоуроков.
- 1. Вводное занятие. Обсуждаются правила и регламент экспериментального тура, характерные типы задач, примеры решения и оформления. Одним словом, после работы с этим видеоматериалом, у Вас должно сложиться представление о том, что такое экспериментальный тур, что там происходит, как это выглядит.
Продолжительность видеоурока- 1 час 07 минут. - 2. Методы определения плотности. Разбираются основные методы и приемы решения соответствующих экспериментальных олимпиадных задач.
Продолжительность видео- 1 час 31 мин. - 3. Методы определения масс.
Продолжительность- 54 мин. - 4. Методы определения коэффициентов трения.
Продолжительность 1 час 22 мин. - 5. Электрические измерения при решении олимпиадных экспериментальных задач.
Состоит из 2-х частей.
1 часть- 1 час 10 мин.
2 часть- 1 час 25 мин.
Итого продолжительность данного курса более 7,5 часов.
Первая часть видеокурса рассчитана на учащихся девятого класса и представляет собой своего рода «курс молодого бойца» для начинающих участников олимпиад.
За основу принята идея формирования базового набора методов и приемов измерений физических величин, которые могут и должны быть адаптированы под решение конкретных задач.
Здесь вы можете ознакомиться с фрагментами видеоуроков, вошедших в состав первой части нашего курса.