Подготовка к экспериментальному туру физических олимпиад

  Автор:
  5753
eksperiment
Экспериментальный тур, финал

Для подавляющего большинства участников всероссийской олимпиады по физике серьезной проблемой является подготовка к экспериментальному туру.

Олимпиадные экспериментальные задачи совершенно не похожи на лабораторные работы, с которыми школьники сталкиваются на уроках.

Мне, работая в составе жюри регионального и заключительного этапов, постоянно приходится наблюдать полную беспомощность большинства участников при выполнении заданий экспериментального тура. В основном это относится к региональному этапу, участники заключительного этапа выглядят получше, однако баллы за эксперимент даются всегда с большим трудом.

Рецепт успешной подготовки к экспериментальному туру хорошо известен. Нужен опытный преподаватель, хорошо подобранный комплект задач с соответствующим оборудованием. Занятия при этом должны проводиться индивидуально или в минигруппе мотивированных ребят. Просто, не правда ли?

Однако для большинства школ, за исключением нескольких продвинутых в плане олимпиад  крупных физико-математических центров при университетах, это практически нереально.  Даже просто найти преподавателя, хорошо ориентирующегося в этих вопросах – очень серьезная проблема даже на уровне региона.

Я довольно давно намеревался и наконец решился подготовить видеокурс по подготовке к экспериментальному туру физических олимпиад.

Я отдаю себе отчет в том, что никакие видеозанятия не могут  заменить работу с реальными приборами и оборудованием.

Однако, учитывая, что оборудование используется самое простое (линейка, проволока, миллиметровка, стакан с водой, воздушный шарик и т.д.) у заинтересованных школьников или их преподавателей есть возможность воспроизвести эксперименты самостоятельно. Кроме того, значительная часть работы в экспериментальном туре связана с представлением и обработкой результатов измерений, расчетом погрешностей, рисованием графиков. И в этом плане видеозанятия ничем не хуже занятий в аудитории.

Ну и, наконец, лучше подготовка с использованием видео, чем никакая!

Сегодня на сайте публикуется первая часть видеокурса по подготовке к экспериментальному туру физических олимпиад.

Видеокурс : Подготовка к экспериментальному туру физических олимпиад

Видеокурс является авторским. Использовался и используется при подготовка победителей и призеров как регионального, так и финального этапов Всероссийской олимпиады по физике.

В первую часть вошли пять видеоуроков.

  • 1. Вводное занятие. Обсуждаются правила и регламент экспериментального тура, характерные типы задач, примеры решения и оформления. Одним словом, после работы с этим видеоматериалом, у Вас должно сложиться представление о том, что такое экспериментальный тур, что там происходит, как это выглядит.
    Продолжительность видеоурока- 1 час 07 минут.
  • 2. Методы определения плотности. Разбираются основные методы и приемы решения соответствующих экспериментальных олимпиадных задач.
    Продолжительность видео- 1 час 31 мин.
  • 3. Методы определения масс.
    Продолжительность- 54 мин.
  • 4. Методы определения коэффициентов трения.
    Продолжительность 1 час 22 мин.
  • 5. Электрические измерения при решении олимпиадных экспериментальных задач.
    Состоит из 2-х частей.
    1 часть- 1 час 10 мин.
    2 часть- 1 час 25 мин.

Итого продолжительность данного  курса более 7,5 часов.

Первая часть видеокурса рассчитана на учащихся девятого класса и представляет собой своего рода «курс молодого бойца» для начинающих участников олимпиад.

За основу принята идея формирования базового набора методов и приемов измерений физических величин, которые могут и должны быть адаптированы под решение конкретных задач.

Здесь вы можете ознакомиться с фрагментами видеоуроков, вошедших в состав первой части нашего курса.

Чтобы приобрести полностью платный видеокурс, напишите на почту, которая приведена на странице контактов.

Интересная статья? Поделитесь ею с друзьями:
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук